Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Зачем автомобилистам знать курс первой помощи?

6 ноября 2013 

Зачем автомобилистам знать курс первой помощи?

Нужен экзамен по курсу первой помощи

- Леонид Игоревич, многие автомобилисты не оказывают первую помощь на месте ДТП, потому что, в том числе, просто не знают, как правильно это делать. В автошколах плохо преподают данную дисциплину?

- Давайте откровенно. В нашей стране говорят о проблеме рака, наркомании и др. Об оказании первой помощи говорить не принято, хотя именно от ее неоказания людей погибает примерно столько же, сколько от рака. Только представьте себе! А поскольку нет социального заказа на оказание первой помощи, у автомобилистов нет искренней заинтересованности в обучении этим навыкам. Нет мотива, стимула.

Между тем первая помощь – это хорошая профилактика, профилактика осложнений травм, тяжести последствий. На западе это давно поняли. В Голландии, например, о необходимости оказания первой помощи говорят с детского сада. И нам нужно этому поучиться.

- Назовите, пожалуйста, страну, где, с вашей точки зрения, достойно и грамотно обучают будущих водителей?

- Это Германия. Крупная страна, где проживает порядка 60 миллионов человек. Где экзамен на право управления транспортным средством принимают 1 час 20 минут. Причем, не только в городе и на площадке, а и на автостраде. Где курс первой помощи составляет 8 часов, а не 24 часа, как у нас. И обучают навыкам оказания первой помощи не в автошколе, а в специализированных центрах. И курсант приходит в автошколу с соответствующим документом.

У нас в России, особенно в провинции, подобное ввести здесь и сейчас мало реально, потому что центров, где можно пройти практическое обучение по первой помощи, практически не существует.

- Получается, нужно стимулировать автошколы, чтобы они более ответственно, с искренним интересом преподавали в рамках подготовки будущих водителей курс первой помощи?

- Согласен. И практическую реализацию я вижу так. Сократить курс первой помощи с 24 часов по 16. Это кстати, планируется. Восемь часов будет отведено на теорию, восемь на практику. Я уверен, что курс первой помощи должен читать не медицинский работник, а специально обученный инструктор, который знает приемы преподавания и подход к аудитории.

А сам курс в идеале я вижу интенсивным, динамичным и интересным. Неплохо было бы отснять видеоролик для демонстрации основных навыков оказания первой помощи, с разных ракурсов, инструктор будет только поправлять курсанта в деле.

Также должен быть выходящий контроль. Я имею в виду экзамен по курсу первой помощи, а не зачет, как сейчас. Экзамен могут принимать инспекторы ГИБДД либо сотрудники Центра медицины катастроф.

Кстати, обучающие семинары для специалистов, которые в будущем могут обучать автоинструкторов, несут важную социальную функцию. Отмечу, что они прошли только в двух регионах, участвующих в проекте по безопасности дорожного движения в 10 странах «RS-10»: в Липецкой и Ивановской.

«Мурашки по коже»

- Леонид Игоревич, в Иванове в октябре наблюдается всплеск аварий с участием пешеходов. По-вашему мнению, с чем это связано? Интересен взгляд стороннего наблюдателя.

- Есть такое понятие, как миф бессмертия. Этот термин ввели психологи. Обозначает он следующее: почти каждый человек, особенно молодой, считает, что беда с ним никогда не случится, и что он никогда не умрет. Поэтому он позволяет себе нарушать Правила дорожного движения. Касается это, в первую очередь, пешеходов. И многие технологии, направленные на профилактику ДТП с людьми, не работают по отношению к данной категории граждан.

- А водители? Они же в большинстве случаев являются виновниками ДТП в зоне пешеходных переходов?

- Я ни в коей степени не умаляю вину автомобилистов. Водитель берет тонну металла, разгоняет ее до высокой скорости, таким образом, создавая угрозу окружающим. И он должен ее минимизировать. Каким образом? В том числе, соблюдая ПДД и оказывая первую помощь.

Но оказание первой помощи необходимо и самому водителю. Если произошла дорожная авария с участием пешехода, водитель выбежал из машины и оказал первую помощь пострадавшему, для него это будет являться смягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Немногие об этом знают. Также люди мало знают о том, что человек, раненый в ДТП, может погибнуть спустя несколько часов или дней после аварии. Причиной может послужить большая потеря крови, к примеру, когда он истекал ею в ожидании бригады «скорой помощи», а находившиеся рядом люди не смогли пережать артерию, наложив жгут.

- Как можно эффективно воздействовать на людей?

- Необходимо их заинтересовать, мотивировать. Доказать, что соблюдать ПДД, уметь оказывать первую помощь, - это модно. А не делать этого – просто неприлично. Огромную роль здесь сыграет социальная реклама как мотивирующий фактор. Причем, если она будет вывешена в качестве банера или будет транслироваться по телевидению, то цели, я уверен, мы не достигнем. Социальная реклама должна вызывать эмоции, заставлять задуматься, задевать за «живое». Две минуты ролика по телевизору досмотреть до конца сложно, а вот в социальных сетях, особенно с пометкой «Мурашки по коже» и пр, - легко. Поэтому я считаю, что наиболее эффективно пропагандировать, используя ресурсы социальных сетей.

 

Разрешение на использование материалов