Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Дорога. По правилам и без

29 октября 2014 

Дорога. По правилам и без

В Липецкой области координатор проекта ВОЗ по безопасности дорожного движения RS-10 Елена Юрасова рассказала "Итогам недели" о прошедших акциях и поделилась ближайшими планами


Стать виновником смерти человека... Вот чего больше всего боится каждый, кто садится за руль. Покорeжить даже дорогой автомобиль, «налететь» на крупный штраф - всё это неприятно, но несравнимо с аварией, в которой погибли люди.

Однажды я стала очевидцем ДТП. «Нива» прямо на «зебре» сбила женщину, которая поспешила перейти дорогу и не удостоверилась, что машин нет. Скорость автомобиля была приличной. Водитель даже не среагировал. Секунды. Удар. Смерть... Я до сих пор думаю: случайность, страшное стечение обстоятельств или судьба в гибели Виктора Цоя, Александра Дедюшко и моего отца? Смириться с потерей родных и близких невозможно. Говорят, смерть миллионов - статистика, смерть одного человека - трагедия. Каждый день на дорогах России гибнет почти сто человек - трагическая статистика! Разбившиеся надежды, не исполнившиеся мечты, не проходящее горе.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН впервые обратила внимание общества на количество ДТП, обозначив ситуацию как катастрофу мирового масштаба. Но лишь шесть лет спустя, в 2010 году, Организация решилась на реальные действия, провозгласив Десятилетие борьбы за безопасность дорожного движения. Цели были поставлены серьёзные: стабилизация и снижение числа дорожно-транспортных происшествий во всём мире. Россия не осталась в стороне и признала, что ежегодно на дорогах страны гибнет 35-40 тысяч человек - это численность такого района, как Лебедянский. Для решения глобальной проблемы предлагались самые разные пути. Но, чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо было действовать по всем направлениям. Ужесточились штрафы за нарушения ПДД, для злостных нарушителей ввели административный арест, родителей обязали перевозить детей только в удерживающих устройствах. А уж какие страсти кипели по алкогольным промилле! 2 июля 2013 года Госдума приняла поправку о том, что содержание алкоголя в крови у водителя даже в мизерном количестве недопустимо, затем, учитывая возможную погрешность алкотестера (выпитый кефир или квас), уступила допустимую дозу в 0,16 промилле.

Дошла очередь и до дорог. Большая часть магистралей Липецкой области реконструирована, строятся новые автотрассы с учётом всех мировых стандартов. И тем не менее: каждый божий день уносит жизни водителей, пассажиров, пешеходов - взрослых и детей.

Не стала исключением и нынешняя осень. 11 сентября на пешеходном переходе улицы Белана под колёсами «Жигулей» погибла второклассница. Зло­счастное место аварии усыпано игрушками и цветами. Проезжать мимо просто невозможно. Каждый раз сжимается сердце. За рулём «семёрки» был молодой человек с трёхлетним стажем вождения. Причина аварии - превышение скорости. 7 октября дорога унесла жизнь ещё одной школьницы: 16-летнюю жительницу села Копцевы Хутора сбил «КамАЗ» с прицепом. Водитель не успел затормозить перед пешеходным переходом. Смерть была мгновенной.

Зачем мы рискуем?

В ноябре 2010 года в Липецкой и Ивановской областях ВОЗ запустила пилотный проект по обеспечению безопасности дорожного движения RS-10. В нём также приняли участие: Вьетнам, Камбоджа, Индия, Турция, Китай, Египет, Кения, Мексика и Бразилия. Выбор десятки стран был неслучаен. Почти восемьдесят процентов людей, погибших в ДТП, - жители этих государств.

- За четыре года прошло немало масштабных общественных акций по главным факторам риска: «Ремни безопасности и детские удерживающие устройства», «Скоростной режим», - рассказывает координатор проекта ВОЗ по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS10) Елена Дмитриевна Юрасова. - Мы прекрасно понимаем, что только ужесточением наказаний и ответственности за нарушения ПДД ситуацию не исправить. Необходимо менять отношение людей к самой проблеме. Мы, граждане, должны бояться не суровости наказания, а страшной трагедии, которая может случиться. Лучше учиться на чужих ошибках, а ещё лучше на имитации таких ошибок. Поэтому огромное значение имеет пропаганда безопасности дорожного движения: разработаны баннеры, листовки, плакаты, образцы наружной социальной рекламы, «кричащие» об этой проблеме. В прокат вышли несколько видеороликов «Не разрывай линию жизни!», в которых с шокирующей правдивостью продемонстрированы последствия неиспользования ремней безопасности. Затем вышла серия «Жизнь - важнее скорости!».

Использование подобных сюжетов - мировая практика. Однако в их создании необходимо учитывать национальный характер. К примеру, жители Скандинавских стран готовы смотреть, что происходит во время реального ДТП. А вот для россиян такой продукт тяжеловат. Зато жители Северной Европы зарекомендовали себя как самые законопослушные участники дорожного движения.

Кампания RS-10 реализовалась в Липецкой области различными оригинальными акциями: по улицам города водили барана, и даже он «понимал», что дорогу можно переходить лишь на зелёный сигнал светофора. Новорождённые вместе с выпиской из роддомов получали в подарок автокресла. Водители, соблюдающие скоростной режим, - шоколад, а те, кто пристёгивается в машине, - билеты в кино.

Практика показала, число ДТП на дорогах региона значительно снизилось. Однако, как утверждают сотрудники ГИБДД, развить чувство ответственности за свою жизнь и за жизнь других людей получилось не у всех водителей. А ведь каждый, кто садится за руль, должен помнить о неотвратимости наказания за нарушение ПДД. Что же заставляет наших автомобилистов лихачить, рисковать? Елена Юрасова уверена, что причина - нравственная глухота и юридическая неграмотность.

- Кому-то не хватает элементарной информации, кому-то опыта, ну а кто-то просто-напросто не соблюдает правила дорожного движения из-за того, что кровь молодая бурлит и хочется коням в полёт, - утверждает Елена Дмитриевна.

«Пристегни или потеряешь!»

- Практически все мои знакомые перевозят своих ребятишек в детских креслах. Но несколько раз приходилось видеть, как беспечные папы (почему-то чаще именно они) усаживают малышей на передние сиденья и отправляются в путь. Скажу честно: мне сразу хочется, чтобы где-нибудь поблизости оказался автоинспектор. Неужели люди не понимают, чем они рискуют?

Безусловно, использование кресла или других удерживающих устройств не может на сто процентов обезопасить ребёнка. Но то, что это значительно увеличивает его шансы на выживание и порой спасает от смерти - факт. Та же упрямая статистика настаивает: правильное использование ДУУ снижает риск получения травмы или смертельного исхода в случае ДТП до 70 процентов у младенцев; на 54-80 процентов - у детей младшего возраста.

- Так почему же люди отказываются от этой защиты собственных чад?

- Многие просто не знакомы с техническим устройством кресла, не знают, как оно защищает ребёнка во время аварии, - утверждает Елена Юрасова. - Кто-то считает себя отменным водителем и забывает, что на дороге много участников движения; кто-то говорит, что детское кресло ему не по карману. В рамках проекта мы специально провели несколько социологических опросов, чтобы выяснить причину отказа. Было важно знать, почему люди не приобретают ДУУ. Также мы изучили, что и по каким ценам предлагает местный рынок потребителям, какие модели кресел пользуются у липчан популярностью. Собранная информация обязательно будет изучена, обработана и доступна всем источникам.

Акции стали в Липецкой области очень популярными. Многие активисты из молодежных организаций вызвались по­участвовать. Они надели майки и бейсболки с логотипом кампании «Пристегни или потеряешь!» и вместе с инспекторами ГИБДД устраивали настоящий экзамен на знание Правил дорожного движения и статистических фактов, связанных с использованием детских удерживающих устройств, среди родителей, имеющих автомобили. (Кстати, как показала практика, женщины сдавали экзамен лучше, чем мужчины. Те, кто успешно проходил испытание, получали сувениры и листовки с инфографикой о пользе ДУУ).

Но ведь помимо родительских автомобилей детей перевозят в такси, общественном транспорте. Как отрегулировать этот вопрос? В Великобритании, например, возить детей без кресел, пристёгивая лишь ремнём безопасности, разрешено только лицензированным службам такси. Но вот получить эту самую лицензию и быть водителем в таком таксопарке - дело очень сложное. Многие отечественные фирмы такси обзавелись автокреслами и уточняют - необходимы ли они на вызове. Но есть, к сожалению и те, кто требование закона о перевозках детей проигнорировал.

Вероятно, стоить подумать об организации прокатных пунктов детских удерживающих устройств, потому что не все родители имеют возможность их приобрести или считают нерациональным покупать специальное приспособление. А за небольшую плату могли бы пользоваться данной услугой.

Финал с продолжением

Проект RS-10 был рассчитан на пять лет и подходит к завершению. Теперь предстоит обработать и детально изучить накопленный опыт, сделать его доступным для всех регионов России и зарубежных стран, желающих его применить.

По словам координатора проекта, благодаря участию Липецкой и Ивановской областей в RS-10 Российская Федерация отмечена на международном уровне как страна с высокими перспективами решения проблем дорожной аварийности. По многим показателям Россия стала лидером в десятке. И это при постоянно растущем автомобильном парке! Наш регион рассматривается в будущем как модель реализации мероприятий по безопасности дорожного движения в других странах мира.

Благодаря проекту в Липецкой области использование ремней безопасности выросло практически в два раза, детских автокресел - в три, на 14 процентов удалось снизить превышение скорости. Но главное - общими усилиями сформировано общественное мнение о недопустимости нарушений ПДД не только у опытных водителей, но и у тех, кто только планирует получать водительское удостоверение.


- Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, - рассказывает Елена Юрасова. - В ближайшей перспективе планируем заняться «разработкой» ещё двух социально важных факторов риска на дороге: использование шлема мотоциклистами. Их с каждым годом становится всё больше, и они нередко попадают в аварии. И, конечно же, мы не оставим без внимания ещё одну глобальную проблему - употребление алкоголя за рулём.

Материалы


Разрешение на использование материалов