Проект RS-10: Липецкий контекст
Российскую Федерацию на семинаре представляла делегация Липецкой области. Корреспондент «Юрфака» попросил поделиться своими впечатлениями участника международной встречи - начальника управления административных органов области Виталия Шикина.
- Виталий Дмитриевич, каковы были цели и задачи семинара-совещания?
- На этом мероприятии подробно анализировались итоги реализации проекта за минувшие два года. Основные доклады сделали общемировой координатор проекта Марги Педен и координатор в вопросах политики и обеспечения безопасности дорожного движения Эвелин Мерфи. Оба докладчика отметили, что уровень смертности и травматизма на дорогах в государствах, которые представляли приехавшие в Женеву делегации, а это Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Турция, Египет, Вьетнам, Камбоджа, Кения и Россия, по-прежнему все еще очень высок. Сегодня на долю названных стран приходится более половины всех погибших в ДТП на нашей планете. Реализация проекта призвана изменить ситуацию, но до благополучия, как показал состоявшийся разговор, еще далеко.
И доктор Педен, и доктор Мерфи отметили, что наиболее успешно реализуется проект RS-10 в Липецкой области, и назвали ее золотым стандартом участников данного проекта. Значительная часть семинара-совещания была посвящена презентации наших результатов работы.
Отмечалось, в частности, что у нас в области за короткий срок удалось на 30 процентов увеличить применение ремней безопасности и детских удерживающих устройств, на 20 процентов сократить количество нарушителей скоростного режима. А самое главное, только в первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего у нас в области на 18 процентов меньше погибло людей в ДТП.
- Что помогло добиться столь заметных результатов?
- Я назову не только свое мнение, но и мнение докладчиков. Добрые сдвиги достигнуты во многом благодаря поддержке главы администрации области Олега Петровича Королева, дружной совместной работе органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Большое внимание ситуации на трассах у нас уделялось и ранее. Более десяти лет в нашем регионе реализуются областная, городские и районные целевые комплексные программы по безопасности дорожного движения, созданы и действуют комиссии по контролю за их выполнением. На повышение качества подготовки водителей, улучшение автодорог, совершенствование экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, формирование в обществе уважительного отношения к соблюдению дорожных правил и нетерпимости к их нарушителям ежегодно из областного бюджета расходуется полтора миллиарда рублей.
Проект RS-10 заметно оживил работу на данном направлении. Все сделанное за минувшие два года невозможно перечислить. Запоминающихся мероприятий очень много. Взять хотя бы масштабную, профессионально подготовленную пиар-акцию «Два «Ш» (шоколадка за дисциплинированность на трассе и штраф за игнорирование дорожных правил). А разве можно забыть советы, которые давали включившиеся в пропаганду дорожных правил Деды Морозы? Не оставила равнодушным и задорная акция «Ремень для папы». Узнав, что речь идет о ремне безопасности, зрители, естественно, улыбались, а организаторы как раз и рассчитывали на то, что юмор станет их союзником в воспитательной работе.
Одновременно сотрудники ГИБДД резко ужесточили контроль на трассах. К примеру, только за ноябрь и декабрь 2010 года выявлено больше игнорирующих ремни безопасности граждан, чем за предыдущие 10 месяцев.
- Что из услышанного на семинаре произвело на вас наибольшее впечатление? Какой опыт показался особенно интересным?
- Меня просто потрясли цифры аварийности на трассах в неблагополучных в этом плане странах. К примеру, в Индии в дорожно-транспортных происшествиях каждые четыре минуты гибнет человек. У нас в стране в минувшем году на трассах погибло около 28 тысяч человек и еще 252 тысячи получили увечья. Между тем есть страны, где ситуация совершенно иная. В той же Швейцарии, к примеру. За три дня семинара-совещания на улицах Женевы мы не увидели не только ни одного серьезного ДТП, но и ни одного столкновения транспортных средств. Водители не обгоняют с нарушением правил, не выезжают на встречную полосу движения, не превышают установленный скоростной режим, не стремятся проскочить дорожный переход перед пешеходом. Чувствуется уважительное отношение участников дорожного движения друг к другу, понимание того, что, нарушая Правила дорожного движения, ты создаешь реальную угрозу жизни и здоровью окружающих, да и себе самому. Вот это, я считаю, и является главным залогом безаварийности.
Характерно, что страны-участницы проекта, которые к благополучным по дорожной аварийности не относятся, применяют и очень жесткие меры для наведения порядка на трассах. Так, в Бразилии при превышении скорости транспортного средства на 20 процентов водитель штрафуется на 42 доллара США и ему начисляется 4 штрафных балла. Наказание за превышение скорости более чем на 50 процентов - уже штраф в 287 долларов и немедленное лишение водительских прав. Если за год накопится более 20 штрафных баллов, то также изымаются права - на срок до двух лет.
В Китае езда без водительского удостоверения влечет конфискацию транспортного средства.
- Какие проблемы выявились в ходе реализации проекта RS-10 в нашей области?
- Напомню, что на состоявшейся 26-27 июля нынешнего года в Липецке международной научно-практической конференции были подведены итоги первых двух лет реализации проекта RS-10. И особое внимание было уделено проблемам, имеющимся резервам и возможностям. А их немало. Считаю, что в реализации проекта недостаточно активно участвует бизнес-сообщество. В отдельных муниципалитетах, активно включившись в работу по ограничению скоростного режима, ослабили внимание к применению ремней безопасности и особенно детских удерживающих устройств. Актуальной проблемой остается оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. На мой взгляд, необходимо ввести для кандидатов в водители экзамен на умение оказывать такую помощь.
Убежден, что надлежит расширить масштабы использования приборов видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, оснастив этой техникой все аварийно-опасные участки. И, конечно же, необходимо наращивать усилия по воспитанию законопослушного поведения, уважительного отношения друг к другу участников дорожного движения, формированию в обществе обстановки нетерпимости к разного рода лихачам. Мы должны стремиться к тому, чтобы соблюдение Правил дорожного движения стало модным, а ответственность за их нарушение - неотвратимой.
В сентябре намечен очередной визит в нашу область представителей Всемирной организации здравоохранения, которые наверняка привезут с собой новые идеи, касающиеся дальнейшей реализации проекта RS-10.
Разрешение на использование материалов |