Франческо Замбон: Плохие дороги – одна из гарантий безопасности движения
Скандинавским странам понадобилось 40 лет для того, чтобы приучить водителей соблюдать скоростной режим, использовать ремни безопасности и не разговаривать по остовому телефону за рулем. Скандинавия сегодня - лидер по безопасности движения.
Что же касается России, у международных экспертов большие надежды на нашу страну. Два года назад в России началась реализация международного проекта по безопасности дорожного движения в 10 странах - «RS-10». Пилотными стали два региона - Липецкая и Ивановская области. Причем у же сейчас международные эксперты называют Липецкую область лидером проекта. За это время удалось научить жителей области пользоваться ремнями безопасности - сейчас это делают 75 процентов водителей и пассажиров передних сидений и 50 процентов пассажиров задних, а также соблюдать скоростной режим - 60 процентов водителей готовы снизить скорость.
По данным международных экспертов, интегрированный показатель транспортного риска в регионе снизился до уровня европейских стран - 2,4. В среднем по России он остается высоким - около 6.
В интервью LipetskMedia региональный куратор проекта «RS-10» Франческо Замбон подвел итоги двухлетней работы на территории региона и поделился планами развития программы по безопасности дорожного движения в Липецкой области.
- Г-н Замбон, проект по безопасности движения в Липецкой области реализуется уже два года. Чего удалось достичь, каковы результаты проекта?
- В Липецкой области за первые шесть месяцев этого года удалось значительно снизить уровень смертности в ДТП на фоне растущего уровня смертности по России. Так количество ДТП сократилось на полпроцента, но смертность в ДТП на 18. Нам хотелось бы продолжать в таком же духе. В первую очередь работа будет проводиться в направлении использования ремней безопасности и соблюдения скоростного режима. Предварительные результаты, которые мы наблюдаем, благодаря этой работе, позволяют надеяться, что на территории региона снизится не только смертность в ДТП, но и уровень травматизма.
- На каких проблемах безопасности движения в Липецкой области, по-Вашему, следует сакцентировать внимание в дальнейшем? И будете ли вы расширять сферу своей деятельности в регионе?
- Актуальной для России и Липецкой области, в частности, остается проблема пешеходов на дороге. Вы знаете, что пешеходы составляют порядка 36 процентов жертв ДТП. И эта проблема тесно связана с проблемой скорости. На этом факторе нам хотелось бы сосредоточиться в первую очередь.
Как только будут достигнуты успешные и устойчивые результаты в области применения ремней безопасности и соблюдения скорости, можно работать по другим направлениям.
В целом для России актуальна проблема вождения в нетрезвом состоянии, а также под влиянием отвлекающих факторов. Отвлекающим фактором является не только сотовый телефон, который использует водитель за рулем, но и езда на дальние расстояния, когда внимание водителя притупляется. Губернатор Липецкой области Олег Королев озвучил желание расширить список факторов риска безопасности движения. Очевидно, в этом направлении мы и будем работать.
- Г-н Замбон, на Ваш взгляд, стоит ли властям усилить контроль за безопасностью на дорогах, более жестко наказывать нарушителей. Скажется ли увеличение штрафов на безопасности движения?
- Не могу не признать, что высокий штраф является эффективным сдерживающим фактором. Однако нужно принимать во внимание то, что за последние годы в России штрафы были увеличены в разы. Например, за нарушение требования применять ремень безопасности штраф был повышен с 50 рублей, как это было всего несколько лет назад, до 500 рублей сегодня. Мы видим увеличение в 10 раз.
Дальнейшее увеличение штрафов не является первоочередной задачей. Сейчас важно не просто увеличить сумму штрафа, а обеспечить соблюдение водителями ПДД и особенно тех правил, к которым эти штрафы привязаны. Также нужно со стороны ГИБДД обеспечить собираемость штрафов, то есть контроль за соблюдением правил дорожного движения. Вот это, мне кажется, должно стать тем сдерживающим фактором, который будет чрезвычайно актуален сегодня.
- Доктор Франческо, Вы видели наши дороги. Многие жители области считают причиной высокой аварийности на дорогах плохое состояние дорожного покрытия. Вы будете указывать властям на необходимость совершенствовать дорожную инфраструктуру?
- Состояние дорог - это проблема, требующая огромного финансирования, которым мы не располагаем. Поэтому в рамках данного проекта мы не совершим прорывных шагов. Существует программа Всемирного банка. Она оценивает состояние дорожной инфраструктуры и может быть реализована в привязке к проекту.
Мы же можем сделать акцент на, условно говоря, «черных пятнах» дороги. Там, где аварийность существенно выше, чем на всей дороге в целом. Вот только на этих небольших участках, чтобы снизить аварийность, мы можем совершенствовать дорожную инфраструктуру.
Но не могу не заметить, что сама по себе плохая дорога тоже выступает сдерживающим фактором. Плохая дорога означает низкую скорость. И когда дорожная инфраструктура совершенствуется, когда дорога становится существенно лучше, это разрешающий знак для тех водителей, которые склонны лихачить и ездить с превышением скорости.
При хороших дорогах, чтобы не ухудшить ситуацию, а улучшить, нужно усиливать контроль за водителями со стороны ГИБДД и воспитывать водителя, чтобы он самостоятельно соблюдал правила.
- Сколько лет потребовалось Европе, чтобы воспитать водителей и сделать свои дороги безопасными? Какие европейские методы осуществимы в России?
- Единого метода не существует. В каждой стране сработало что-то свое. Например, в скандинавских странах, а Скандинавия сейчас является лидером в области дорожной безопасности, изменение дорожной ситуации заняло около 40 лет.
Однако есть важный момент, который вы можете заимствовать у Европы - это подход. Подход к каждому мероприятию должен основываться на объективных данных.
Не имеет смысла заимствовать какое-то мероприятие или серию мероприятий и применять это заимствование на своей почве. Необходимо оценить его эффективность у себя и двигаться шаг за шагом, постоянно измеряя достигнутый результат. Это нужно для того, чтобы вовремя скорректировать работу.
Липецкая область, в лице всех партнеров: организаторов мероприятий, сотрудников ГИБДД и власти, уже продемонстрировала хорошую работу в области безопасности движения. И хотелось бы верить, что к моменту окончания проекта, а это будет в 2014 году, мы добьемся устойчивого снижения уровня смертности на липецких дорогах.
Разрешение на использование материалов |