Объявление гарантированное получение банковского кредита.
Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Не разорви линию жизни

14 ноября 2013 

Не разорви линию жизни

Да разве этим повысишь дорожную дисциплину?» - такая реакция, возможно, была у многих водителей при виде инспекторов ГИБДД, раздающих шоколадки и билеты в кино за пристегнутые ремни безопасности. Впрочем, недовольство на лицах быстро сменялось улыбками, а приятный инцидент потом долго напоминал о необходимости пользоваться этим устройством.

С начала реализации в Липецкой области международного проекта RS-10 подобные акции помогли сохранить жизнь и здоровье сотням, а то и тысячам жителей, пишет "Липецкая газета".

Садясь за руль и привычным жестом поворачивая ключ в замке зажигания, каждый водитель в глубине души абсолютно уверен, что уж с ним-то на дороге ничего страшного не случится. Не особо пугают и ставшие привычными сводки ГИБДД. Но одно дело - сводки, и совсем другое, когда беда случается с тобой или с кем-то из близких.

Недавно в автоаварию попал знакомый - молодой парень, всего год назад купивший машину. Причина банальная - превышение скорости. С переломом ноги, ребер и сотрясением мозга он еще долго пробудет на больничной койке. Счастье, что остался жив, а значит, сможет работать, заниматься любимым делом, создать семью, вырастить детей.

Но так везет далеко не всем. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые прозвучали на одной из проходивших в Липецке конференций по RS-10, каждый час на российских дорогах погибают 3 человека, причем двое из них - мужчины трудоспособного возраста. Начиная с девяностых годов прошлого века и по нынешний день в стране в результате дорожно-транспортных происшествий погибло больше людей, чем во всех локальных военных конфликтах за это же время.

- Даже если в ДТП погибает один человек - страдают многие, в первую очередь его родные и близкие. Он может быть или единственным сыном у родителей, или отцом - кормильцем семьи, или чьим-то женихом. Прерывается целая жизненная цепочка. С гибелью каждого человека государство и общество несет огромные, в том числе и экономические, потери, - отметил в беседе с корреспондентом «Липецкой газеты» начальник управления административных органов, куратор международного проекта RS-10 в Липецкой области Виталий Шикин. - Так, до начала реализации проекта в области ежегодно погибало около 300 человек и более 3000 получали ранения и увечья, а ущерб от ДТП оценивался в 3,5 миллиарда рублей. В масштабе страны экономические потери составляют около 380 миллиардов в год.

Автомобиль. Дорога. Человек

По рекомендации МВД РФ, Благотворительного фонда Блумберга, Глобального партнерства по БДД, университета Джона Хопкинса, Всемирного банка и ВОЗ глава областной администрации Олег Королев в 2010 году принял предложение участвовать в проекте по безопасности дорожного движения RS-10.

Впрочем, нельзя сказать, что до реализации проекта обеспечению безопасности на дорогах в Липецкой области уделялось мало внимания. В течение 15 лет у нас работают региональная, городские и районные целевые программы безопасности дорожного движения, проводилась профилактическая работа с водителями транспортных предприятий, создана служба оказания экстренной помощи при ДТП. На эти цели только из областного бюджета расходуется более 1,5 миллиарда рублей в год.При ежегодном увеличении количества автотранспорта на 5 - 7 процентов все это позволило не допустить резкого увеличения количества ДТП на дорогах региона.

Вместе с тем в числе причин роста жертв ДТП отмечается именно увеличившийся в последние годы поток автотранспорта на дорогах и улицах городов. На территории Российской Федерации зарегистрировано более 40 миллионов транспортных средств, не считая мотоциклов и сельскохозяйственной техники. Только в сравнительно небольшой Липецкой области на 1 миллион 200 тысяч населения уже сегодня приходится 440 тысяч автомобилей, то есть одно авто на трех человек.

Впрочем, владельцы «железных коней» уверены, что корень зла - в наших плохих дорогах. Спору нет, российским автотрассам еще далеко до европейских или американских стандартов. Улицы наших городов тоже не рассчитаны на увеличившийся транспортный поток, к тому же не везде должным образом отрегулировано движение.

В нашей беседе Виталий Шикин привел любопытную статистику. В США на 100 тысяч населения в год на дорогах погибает 12,4 человека, а в России на сегодняшний день этот показатель составляет около 20. В Великобритании и Швеции - чуть более четырех. И в ближайшие годы шведское правительство намерено свести человеческие потери в ДТП к нулю. Какими методами? Намного раньше, чем Россия, столкнувшись с проблемами обеспечения дорожной безопасности и проанализировав ситуацию, там пришли к выводу, что главный фактор аварийности на дорогах - человек за рулем. А значит, он и должен стать главным объектом воздействия.

«Живые знаки»

Парни и девушки в белых майках, награждающие аплодисментами водителей, которые вежливо пропускают пешеходов, темнокожие Деды Морозы, инспекторы ГИБДД, раздающие шоколадки и билеты в кино тем, кто использует ремни бе­зопасности и специальные детские автомобильные кресла, «живые инсталляции», предупреждающие водителей о необходимости соблюдать скоростной режим... Все эти на первый взгляд странные пиар-акции на самом деле основаны на глубоком знании человеческой психологии, в частности, того, что информация лучше всего запоминается на фоне положительных эмоций.

В результате этих мероприятий, вкупе с усилением контроля за нарушителями Правил дорожного движения, водители на 30 процентов чаще стали использовать ремни безопасности и в три раза чаще - детские удерживающие устройства. Количество нарушений скоростного режима сократилось на 20 процентов. В результате на 18 процентов снизилось число пострадавших в ДТП. Успехи оказались столь весомыми, что по итогам первых этапов реализации международного проекта RS-10 Липецкая область была названа «золотым стандартом» среди десяти стран-участниц.

В 2013 году начался следующий этап реализации международного проекта, основными задачами которого станут закрепление достигнутых результатов и их улучшение.

- Ремни безопасности сейчас, по нашим данным, применяют 80 процентов водителей, почти 50 процентов используют детские удерживающие устройства. Но мы намерены достигнуть стопроцентных показателей. Коренной перелом наступит, когда изменится сознание всех участников дорожного движения, когда каждый будет ценить свою жизнь и жизнь другого человека, - считает Виталий Шикин.

По его мнению, участие в проекте RS-10 позволило Липецкой области с помощью международных партнеров приобрести ценный опыт в решении многих проблем безопасности на дорогах. В то же время поле для работы еще очень обширное. Например, часто люди, попавшие в автоаварию, умирают от того, что им не была оказана необходимая помощь в период от нескольких минут до часа после происшествия. И сейчас поставлена и уже выполняется задача обучить как можно больше людей навыкам оказания первой помощи.

Другая задача связана с привлечением к решению проблем безопасности на дорогах бизнес-сообщества. Участие липецких бизнесменов и предпринимателей в реализации проекта пока что незначительно. Одновременно необходимо повышать и гражданскую активность пешеходов. В ближайших планах - создание в области региональной общественной организации «Союз пешеходов», которая будет наделена определенными полномочиями и контролирующими функциями.

Для Липецкой области участие в проекте RS-10 - большой прорыв в деле обеспечения безопасности дорожного движения, причем не только для самих жителей. Политика областной власти направлена на формирование привлекательного для иностранных инвесторов климата, в регионе созданы и открываются новые особые экономические зоны, промышленные и туристические кластеры. И мы обязаны обеспечить зарубежным партнерам и иностранным туристам соответствующие европейскому уровню гарантии безопасности, в том числе и на наших дорогах.
Разрешение на использование материалов